Этим миром правит доброта,
Мир - чудесен, ярок, откровенен!..
Души наполняет чистота...
Мир такой в любви для нас бесценен!
«Доброта» - это солнце, которое
согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в
жизни - от человека». (М.Пришвин).
Доброта
- качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей
доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В
чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?
Доброта
- это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу
и любовь.
Чтобы
воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей.
Ребенок
впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая
жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда
вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно
к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и
снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить
добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают
любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.
Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов
родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью
ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще
усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.
Воспитание
доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с
пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении
радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок
должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через
укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к
проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие
воспитания доброты.
«ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Безусловно, учить ребенка здороваться с
окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению
проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил,
которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета. Не надо устраивать
громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение
каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную
застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного
подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут
только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам
жизни. Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны
соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У
таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка
здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова
родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей
доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии
к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами.
Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам
поведения. Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке
чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в
дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка"
хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого
человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера,
родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как
следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего
ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед
людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от
окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для
них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно
вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не
могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник
развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря
"Доброе утро!", он желает человеку добра. Внешняя вежливость не
всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!",
"Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма
общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к
фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них - это действительно,
радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому
мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Итак, все обычные методы воспитания - от убеждения до наказания - оказываются
негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит,
помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Обучать ребенка вежливому поведению в
дошкольном возрасте необходимо деликатно. Нельзя допускать оскорблений,
грубости, унижения достоинства ребенка. Наказания здесь тоже неуместны. В этом
возрасте у ребенка формируется психика, постоянные оскорбления: «ты грубиян»,
«ты лентяй» и т.д. в будущем выльются в комплекс неполноценности, бороться с
которым будет очень сложно. В дошкольном возрасте большая часть обучения
происходит просто в процессе копирования поведения взрослых членов семьи. Если
в доме принято говорить «спасибо», «пожалуйста», желать перед сном «спокойной
ночи» и по утрам «доброго утра», если не забывают говорить «извини», то
обучение вежливому общению ребенка происходит довольно легко. Он сам с радостью
будет вести себя как взрослый. Поэтому в деле обучения вежливости следует
начать с изменения общения между собой взрослых (в первую очередь папы и мамы).
Кроме родителей, дети стараются походить на любимых героев из мультфильмов и
сказок. В качестве обучающего пособия можно устраивать просмотр мультиков, где
герои взаимно вежливы. Хороши в этом плане старые, еще советские мультфильмы:
•«Трям,
здравствуйте!»,
•«Спасибо»
•«Уступите
дорогу»
•«Просто так»
•«Братец
Лис и братец Кролик»
•«Чучело-Мяучело»
•«Веселая
карусель»
Эффективным способом обучения среди
психологов считаются сказки. Расскажите ребенку перед сном поучительную сказку,
а потом обсудите поведение персонажей. Очень быстро ваш ребенок, стремясь быть
похожим (или наоборот непохожим) на героя сказки, начнет меняться в нужную
сторону. Сказка о невежливом мальчике. В деревне «Будь здоровы» жили очень
вежливые люди. Они всегда говорили друг другу «Здравствуйте» и «До свиданья»,
благодарили за помощь, а если кто-то чихал, говорили «Будьте здоровы». И все
дети в этой деревне были тоже очень вежливые. Но однажды появился в деревне
маленький мальчик. Он был добрый и веселый, никогда не грустил, знал много игр,
с ним другим детям никогда не было скучно. Но этот мальчик не знал ни одного
вежливого слова. Встретив другого ребенка, он забывал здороваться, а сразу
говорил: «Пойдем играть». Когда нужно было идти домой, он молча убегал с
детской площадки. Толкнув взрослого случайно в магазине, он поворачивался в
другую сторону, не говоря ни слова. И начались в деревне «Будь здоровы» мелкие
неприятности. То корова заблудится, то машина сломается, то крыша начинает
протекать. Думали деревенские жители, думали, что за беда приключилась, а
старейшина и говорит: «У наших предков было поверье - если кто-нибудь в деревне
забудет про вежливость, то деревню ожидают неприятности». Тут все вспомнили про
мальчика. Чтобы спасти деревню, решено было его перевоспитать. Тогда дети
решили с ним не играть, пока он не будет здороваться и ничего не давать ему,
пока он не скажет «пожалуйста». Мальчик загрустил. Он сидел целыми днями один,
никто с ним не играл, никто не смеялся его шуткам, никто ему не помогал в
трудностях. Решил мальчик уйти в лес, собрал свои вещи в рюкзачок и отправился
в дорогу. К вечеру он устал и присел под сосну отдохнуть. И так получилось, что
он задремал. Снится ему сон, что подходит к нему старик-лесовик и говорит: «Что
загрустил, мальчик? Что слезы льешь? Почему в лес ушел?». - Жил я в деревне, но
дети перестали со мной играть и разговаривать, - сказал мальчик. — Я не знаю, что
мне делать. Поэтому я ушел. - Знаю-знаю. Деревня из-за твоей невежливости
заболела, неприятности начались. Вот и перестали дети с тобой разговаривать, -
сказал лесовик. - Давай я тебе помогу. - Помоги, дедушка, - заплакал мальчик. -
Если ты хочешь, чтобы тебе помогли, нужно сказать «пожалуйста», - сказал дед. -
Помоги мне, пожалуйста, дедушка, - попросил мальчик. - Так-то лучше, - ответил
лесовик. И стал он учить мальчика вежливым словам. Вот, что он ему рассказал:
«При встрече взрослому человеку говорить нужно «Здравствуйте», а ребенку можно
сказать «Привет». При прощании нужно сказать «До свидания», ну или «Пока». Если
о чем-то просишь - говори «Пожалуйста», а когда тебе помогли - «Спасибо». За
столом нужно желать всем «Приятного аппетита», а перед сном - «Спокойной ночи».
Много еще рассказывал дед-лесовик мальчику. А когда наступило утро, мальчик
проснулся. - Какой чудесный сон, - воскликнул мальчик. Он радостно побежал
обратно в деревню. Каждому встреченному им жителю он говорил «Здравствуйте», а
прибежав на детскую площадку, крикнул «Привет». Дети заулыбались и позвали его
играть с ними. Мальчик был очень счастлив. С тех пор маленький мальчик стал
очень вежливым, а неприятности в деревне закончились. Все снова стали жить
счастливо и ходить друг к другу в гости.
"В гостях у сказки"
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены
сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их
мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими
образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира.
Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат
для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А
безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы
детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в
чистом зеркале подлинного искусства. До
какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира.
И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом
начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными
приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота,
напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к
развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота
сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение
мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом.
Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом
противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта
идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и
рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с
его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в
торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так
сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной
сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем
идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались,
стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться
закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро,
всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или
просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае
положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а
отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев,
верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины
человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали,
по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка,
которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а главное
поговорите, о чем прочитали!
Как отмечали Новый год
на Руси
«Колядую,
колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей давай-ка!»
Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с
движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход
весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря
встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который
приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они
жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое
угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.
В ночь 24 на 25 декабря наступали
Святки и начинались колядки, которые длились 12 дней. Особую роль в этом
празднично-магическом действии исполняли дети и подростки. Ребятня наряжалась
домашними животными: овцами, козами, коровами и т.д., ходила по улицам,
пускаясь в пляс и распевая особые песни – «колядки». В это время дети могли
зайти в любой двор, постучаться в любую избу и потребовать угощенья. Им никто
не отказывал – еще бы, ведь они изображали Молодой год, да и песни пели не
простые, а «волшебные». Колядки были формой магического заклинания для
всяческого благополучия и изобилия.
Среди ряженых обычно присутствовал
персонаж, изображающий Деда – сильного духа, который способен заморозить злых
людей и наградить хороших. Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако
древнеславянский Дед сам с охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей.
Равно как и другие зимние духи, которые почему-то считались добрыми: например,
Морок, Трескун и Морозко. Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом,
приносили метель и насылали морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки
выставляли угощение: кисель, кутью, блины.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от
мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными
цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный
стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять
планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более
поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым
вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из
версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века
вводили «пролетарский» Новый год.
Но это – лишь краткое изложение фактов.
В разные века и в разных местностях славяне могли встречать Новый год и в
марте, как в древнем Риме, и в сентябре, как в Византии. Относительный порядок
был наведен в непростом праздничном вопросе лишь с принятием христианства на
Руси.
«От
Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам
ходили в Святки»
плоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по
юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли
на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием».
Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел
считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не
самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь
испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по
княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был
обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные
службы в церквах.
Петр I, как все мы знаем, был гениальным
оптимизатором, коснулось это и календаря вообще, и Нового года в частности. В
конце 1699 года он отменил летоисчисление от сотворения мира, заменив его на
летоисчисление от рождества Христова - как во всем цивилизованном мире. Заодно
и новогодний праздник распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год
от сотворения мира – стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское
новолетие – стал Новый год 1 января. Также император очень хотел, чтобы
подданные отмечали наступление нового года по европейским традициям – с
елками и подарками под ней, но это новшество прижилось поначалу лишь в высших
слоях общества.
Настоящего размаха новогодние торжества
достигли во второй половине XIX века, причем языческие славянские традиции
мирно уживались с современными европейскими: так, для детей из состоятельных
семей на Святки устраивались балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же
самое время могли бойко колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим
диссонансом. Кстати, для детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми
радостными по части новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение
находилось для всех.
«Кто
в чудесный праздник верит — открывайте шире двери!»
В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и
лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские
звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети
любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.
В домах ставили елку и наряжали ее.
Люди попроще обходились деревцем из леса, а состоятельные граждане покупали
елки, которые начали выпускать… кондитерские заведения. Они были щедро украшены
сладостями и свечами. Но и те дети, у которых елки не было, могли полюбоваться
на зеленую красавицу: в городах повсеместно стали устанавливать публичные ели.
Первая из них появилась в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из
самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами
назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в
которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным
аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и
зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых
запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда
– с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции
зовут Полишинелем, в Англии — Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр
Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.
В праздничные гулянья дети угощались
разными сладостями, которые продавались в лавочках, покупали «пищалки»,
«дуделки» и другие игрушки, и, конечно же, посещали аттракционы. Самыми
востребованными были качели, большие карусели и ледяные горки. Во всем
мире их называют русскими – и не зря: первые горки появились в XVII
веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным сегментом зимних
развлечений был каток, который устраивали практически в каждом населенном
пункте. На коньках катались и гимназистки и крестьянские девушки, и студенты
элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще популярная
командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по шестам»
(похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить
побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах
побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более
скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им
конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях
малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции
благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением,
подарками.
Когда все-таки появился Дед Мороз в его
современном виде? Только на новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень
напоминал Пэр Ноэля. Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века –
тогда была издана одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба
этих персонажа были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду
лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме
Союзов в Москве. Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового
года.
«Часто ли лжет ребенок? »
Не правда ли, всех
нас, уважаемые родители, нередко беспокоит, возмущает, приводит в
растерянность, а иногда смешит и веселит детская ложь? Как реагировать на
подобный факт? Наказать ребёнка, который только что соврал? Очередной раз
объяснить ему, что ложь – это признак слабости, трусости и прочих негативных
качеств в человеке? Или посмеяться вместе с малышом, не скрывая того, что
выдумка его обнаружена?
Между тем одна из главных причин лжи маленького человека –
его недоверие к взрослым. Ребёнок лжёт, потому что боится – вдруг мы накажем
его за какой – либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нами
поступок. Этот страх не появляется в душе ребёнка беспричинно. В нём виноваты
мы, взрослые. Не слишком ли мы скоры
на расправу с малышом? (Подумаешь, мол, несколько шлепков! Физически на
здоровье ребёнка это не отразится… Зато он в следующий раз побоится совершить
запрещённый поступок.) Никакое самое
«безболезненное» физическое наказание не является положительным методом в
воспитании. Нельзя растить в человеке страх. Подобные меры воздействия
развивают в детях чувство унижения, неравенства, зависимости. Боязнь наказания очень
часто не останавливает ребёнка перед очередным запретом. Лишь заставляет его
учиться изворачиваться, обманывая взрослых. И, может быть, тут
очень стоит нам, взрослым, ещё и ещё раз строже оглянуться на себя? Не слишком
ли мы часто произносим «нельзя»? Забывая порой то, что ребёнок для своего
естественно-нормального развития должен быть любопытным, любознательным,
подвижным, непоседливым. Он должен во всём, везде, всегда исследовать и
экспериментировать, открывая мир, в который входит.
Вторая причина детской лжи – это желание малыша
самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребёнке из-за
антипедагогического отношения к нему взрослых. Мы иногда позволяем себе
смеяться над слабостью, нерешительностью, страхами детей. Делаем иронические
замечания малышу (Какой же ты трусишка! Какой ты слабый, сравниваем его с более
достойным в каких-то отношениях ребёнком, таким образом унижая личное
достоинство маленького человека. В подобном случае, не
имея других возможностей оказаться сильнее, вежливее, чем другие (отмеченные
этими положительными качествами) люди, малыш приписывает себе все недостающие
достоинства, выдумывая их. И вот уже он придумывает – сочиняет ситуации, в
которых якобы проявились его удивительно замечательные героические черты. Коли такое вдруг
случится, нам, взрослым, наверное, не нужно обличать ребёнка во лжи.
Разумеется, постараться развить в нём желаемые качества. Вооружась любовью и
терпением, мы, видимо, должны чаще хвалить нашего маленького за все его хорошие
поступки, не оставлять незамеченным каждое его старание. Не бояться придумывать
вместе с малышом сказочные истории, в которых он сильный, смелый,
необыкновенный. А при возможности постараться помочь ребёнку, дабы он обрёл
веру в себя, в свои возможности и силы.
Ещё один вариант детской
лжи – неловкое старание ребёнка выставить своих близких, родителей,
родственников, друзей в более ярком и достойном виде. Может быть, иногда
недаром наши дети пытаются придумать для нас, взрослых, другую жизнь, другие
отношения, другие поступки и характеры? Может быть, нам стоит внимательнее прислушаться
к этой детской лжи? Чтобы разглядеть в ней истину. И в данном случае, наверное,
нам нужно начать перевоспитывать детей, а самих себя? Или, если по малости лет
и недопониманию наши дочери и сыновья неправильно оценили какие-то наши
поступки, спокойно побеседовать с малышом. Объяснить ему, что и как надо в
данном случае понимать.
И третий вариант детской
лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Значит, у ребёнка
живой и любознательный ум, необходимо поощрять и развивать в нём эту
замечательную способность чтением книг, посещением театра, совместными
выдумками и играми. Ну, а если сами мы давным – давно разучились выдумывать и
фантазировать, придётся срочно развивать в себе это полезное качество. Оно не
только приблизит нас к нашим любимым сыновьям и дочкам, но и поможет яснее,
глубже, серьёзнее понять ту «прекраснейшую ложь», ту мудрость (рождённую порой
из озорства, из чувства юмора, из долгих наблюдений над жизнью, которая ложится
в основу всякого искусства. А громадное воспитательное значение всякого
искусства, в том числе и детского творчества, бесспорно.
Консультация для родителей: «Наказывать или поощрять?»
Перед нами часто возникает вопрос: «Как добиться исполнения
требований?".
Для многих людей поощрения и наказания, являются основными методами в
воспитании ребёнка. К сожалению, чаще всего взрослые используют наказание, не
задумываясь о последствиях. Я хочу дать несколько советов таким родителям:
Чтобы цель наказания была достигнута, оно должно быть одобрено всеми
членами семьи (и детьми, и взрослыми). В противном случае «Наказанный»
становиться или жертвой, или героем дня.
Не надо напоминать о наказании в дальнейшем, так как это может вызвать
озлобление. Малыш будет стремиться к самозащите;
Если проступок не представляет собой нарушение морального характера, или
не наносит особого ущерба кому-либо или чему-либо, следует ограничиться
замечанием.
Обязательно разберите причину поступка, особенности его совершения,
поступки, предшествующие совершению поступка
Если возможно, то наказание замените другими мерами воздействия!
Объясните малышу, почему его поведение неправильное.
Постарайтесь отвлечь ребенка, переключив его внимание на другой вид
деятельности.
Будьте терпимы к своим детям.
На первый раз ограничьтесь предупреждением.
Измените выражение лица, высказав тем самым свое неудовольствие,
возмущение, гнев или обиду.
Лишите ребенка на некоторое время любимой игрушки.
Дома у вас должен быть «уголок отрицательных поступков, где малыш должен
будет посидеть и подумать над своим поведением.
Хвалите других детей, за их хорошее поведение.
Некоторые родители считают, что следует только поощрять, а наказывать не
надо совсем
Для таких родителей хочу дать несколько советов:
Поощрение должно быть поддержано не только всеми членами семьи, но и
друзьями малыша.
Поощрять надо справедливо.
Не злоупотребляйте поощрением.
Дети должны ценить сам факт поощрения, а не его награду.
Результат положительного воспитания будет зависеть от умелого
использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов
воспитания.
И наказание, и поощрение играют огромную роль в воспитании ребенка. Они
призваны вырабатывать условный рефлекс: если поведение правильное, то за ним
следует поощрение, если неправильное – наказание.
Когда мы хвалим, то ребенок испытывает удовольствие, которое непременно
хочется продлить. Поощрение возвышает ребенка и ориентирует его на хорошее
поведение. Ребенок осознает, что делать людям приятное – значит и самому
испытывать радость.
Наказание, особенно связанное с физическим воздействием, несет в себе
негатив. Малыш будет бояться того, кто его наказывает. И чтобы избежать
наказания, ребенок будет стремиться обмануть, скрыть свои проступки.
Тем не менее, не стоит оставлять без внимания проступки детей. Ребенок
должен научиться осознавать и оценивать свои поступки, стараться не повторять
те из них, которые считаются плохими, и совершать хорошие.
Необходимо, чтобы малыш понял и принял свою вину, только в этом случае
наказание покажется ему заслуженным.
Если ребенок совершил проступок необходимо выяснить мотивы проступка. И
только после выяснения мотива следует оценить случившееся.
Нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с личностью ребенка. Дети
не могут быть плохими, они могут совершать плохие поступки. Иногда взрослые
сгоряча говорят: «Ты совершил проступок, значит ты плохой!» Правильнее сказать
так: «Как ты мог? Я от тебя такого не ожидала. Ты ведь очень умный и все
понимаешь, я тобой всегда горжусь. Но сегодня ты меня очень расстроил, больше
так не делай.» Ребенок должен знать, что его действия не влияют на ваши с ним
отношения, а только сказываются на вашем настроении.
Поощрять надо только те поступки, которые совершены ребенком
самостоятельно, без лишних напоминаний с вашей стороны. Хороший поступок
заслуживает похвалы. И здесь, несомненно, необходимо отождествлять личность
ребенка и его действия: «Какой же ты молодец! Умница!»
Правила наказывать или поощрять:
Если есть сомнения в том, наказывать или нет, то лучше откажитесь от
наказания. Достаточно того уже, что ребенок понимает, что расстроил вас, что вы
огорчены.
При выборе наказания взвесьте его вред и пользу для ребенка.
Наказание должно быть полезным, и не наносить вред здоровью. Лучше
лишите его чего- то хорошего, а не делайте ему плохое.
Наказывая, говорите только о том, за что именно сейчас наказываете, не
упоминая о прежних шалостях. Каждый раз объясняйте, почему его поведение
неправильное.
Даже если один из родителей не согласен с наказанием ребенка, он не
должен вмешиваться. Потом, в отсутствии ребенка, можно будет выяснить все
разногласия.
Выбирая наказание, не ущемляйте самолюбие и достоинство ребенка. Не
бейте и не обзывайте бранными словами, не ставьте надолго в угол, не
наказывайте в публичном месте.
Мотивы непослушания:
Намеренное непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре
внимания;
Проказы говорят о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
Упрямство – желание быть независимым;
Агрессия – способ самозащиты;
Суета, беготня – выход детской энергии.
Не осуждайте, а чаще хвалите ребенка. Подбадривайте, а не подмечайте
неудачи. Надо вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию
невозможно.
"Досуг с ребенком на природе"
Я нашел себе любимое дело:
искать и открывать в природе
прекрасные стороны души
человеческой.
М.Пришвин
Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас
природа с ее удивительными разнообразными явлениями,
неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания ребенка.
В.А.Сухомлинский
говорил: »Глубоко ошибаются считающие ,что если детей окружает природа, то уже
в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе
нет никакой магической силы ,влияющей на разум , чувства и волю. Природа
становится могучим источником воспитания лишь тогда , когда человек познает ее
, проникает мыслью в причинно-следственные связи».
Так
пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще
отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают родителей со
своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе
взаимопонимания. Во время прогулок мы имеем большие возможности воспитательного
воздействия на ребенка, а также развиваем его ум ,тренируем внимание, память.
Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь,
чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.
Важно ,чтобы прогулки с детьми на природе были постоянными и желанными для
ребенка. Ведь можно вечером , удобно расположившись в кресле , смотреть
телевизор. А можно , отбросив на время все свои дела и заботы ,взять за руку
своего малыша и пойти с ним на природу . Задумайтесь ,сколько всего интересного
можно показать ребенку на высоком темном небе с огромным количеством звезд и
созвездий .И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа , и
откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время
такой вечерней прогулки , во время общения с близким ему человеком . А
как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.
Интересное в
природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и
показывать это ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к
происходящему в природе. Нет такого периода у природы , когда ребенку нечего
было бы показать. Каждое время года по – своему прекрасно и очаровательно и
имеет большой запас разнообразных природных явлений , которые интересны
для наблюдений с детьми .Совершая прогулки , следует помнить, что в природе нет
полезного и вредного .Все в природе взаимосвязано .Уничтожение одного
вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда ,
совершая прогулки с ребенком , и правильно относиться ко всем живым объектам.
Например,
часто бытуют разговоры о том ,что лягушки отвратительные , холодные , мокрые ,
лупоглазые. И было бы ,наверное ,значительно легче выбирать себе друзей ,
опираясь лишь на внешность , если бы красивая внешность всегда
гармонировала бы с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен
,интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека
–человека разумного. Будь то тритон или лягушка.
С
наступлением теплых дней нас сильно тянет за город , на природу . И это
очень хорошо ,когда там рядом с нами наши дети. И как замечательно
,когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются
продукты, собирается рюкзак, берутся мячи , ракетки и т.д.
Поход свой в
природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми
там встречаешься , но при этом важно поздороваться и с деревьями , кустами
,птицами ,насекомыми. «Здравствуй , природа родная , мы пришли в гости к тебе
!» Да ,мы пришли к тебе в гости ,мы – гости твои ,природа ,поэтому и вести
должны себя соответствующим образом : как доброжелательные люди , не забывая
при этом ,что наше поведение в природе –эталон поведения для ребенка.
Обычно
,приехав на пикник ,родители капитально обосновываются на месте , с которого
их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь
он видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он
изумляется открывшимся ему тайнам природы , которые впоследствии
могут стать могучим толчком для развития ребенка.
Да ,дети
–неутомимые исследователи . Поняв закономерность ,они сразу же начинают искать
новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без
помощи взрослого .Вопрос: а как ее оказать? По возможности так , чтобы
маленький исследователь большую часть поиска сделал сам . Часто бывает
достаточно показать ребенку место поиска , например ,лужу и понаблюдать
там осторожно за водомерками.
Многие дети
любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе
,приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом
можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома ,
отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке.
Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А
также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных ,
насекомых , растений ,птиц ,поискать их тут же на полянке и понаблюдать за
ними.
Уместно
загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте , сколько положительных
эмоций получит ребенок ,найдя живую отгадку.
Можно также
вспомнить пословицы , поговорки ,приметы ,которые ранее учили с ребенком
и которые оказывают большое влияние на развитие личности
дошкольника.
А сколько
замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре ! И как хорошо
,собравшись все вместе , негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как
взрослым , так и детям и надолго остаются в памяти .
С ребенком
можно организовать дидактическую игру ,в ходе которой закрепить имеющиеся
у ребенка знания , например ,»Найди дерево по описанию», «С какого дерева
лист», «Что где растет » и т. д.
Бережное
отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства , и на
это нельзя жалеть своего труда .Только в том случае , если сами родители
бережно относятся к природе , можно требовать и от детей того же ,
терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.
И невдомек
иным взрослым , как развращают и ранят души детей картины , которые
запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы , которые
превращают лесные поляны ,полные тайн и чудес ,в полумертвый пейзаж.
Помните , что
для понимания природы недостаточно только одних знаний . Здесь требуется
еще одно особое чувство –чувство природы . Только вкладывая свою душу ,можно
научить детей уважать ее и заботиться о ней.
Природа Вас
ждет , она Вам рада !
Этим миром правит доброта,
Мир - чудесен, ярок, откровенен!..
Души наполняет чистота...
Мир такой в любви для нас бесценен!
«Доброта» - это солнце, которое
согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в
жизни - от человека». (М.Пришвин).
Доброта
- качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей
доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В
чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?
Доброта
- это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу
и любовь.
Чтобы
воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей.
Ребенок
впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая
жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда
вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно
к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и
снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить
добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают
любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.
Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов
родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью
ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще
усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.
Воспитание
доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с
пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении
радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок
должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через
укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к
проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие
воспитания доброты. «ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Безусловно, учить ребенка здороваться с
окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению
проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил,
которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета. Не надо устраивать
громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение
каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную
застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного
подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут
только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам
жизни. Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны
соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У
таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка
здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова
родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей
доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии
к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами.
Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам
поведения. Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке
чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в
дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка"
хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого
человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера,
родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как
следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего
ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед
людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от
окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для
них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно
вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не
могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник
развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря
"Доброе утро!", он желает человеку добра. Внешняя вежливость не
всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!",
"Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма
общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к
фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них - это действительно,
радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому
мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Итак, все обычные методы воспитания - от убеждения до наказания - оказываются
негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит,
помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Обучать ребенка вежливому поведению в
дошкольном возрасте необходимо деликатно. Нельзя допускать оскорблений,
грубости, унижения достоинства ребенка. Наказания здесь тоже неуместны. В этом
возрасте у ребенка формируется психика, постоянные оскорбления: «ты грубиян»,
«ты лентяй» и т.д. в будущем выльются в комплекс неполноценности, бороться с
которым будет очень сложно. В дошкольном возрасте большая часть обучения
происходит просто в процессе копирования поведения взрослых членов семьи. Если
в доме принято говорить «спасибо», «пожалуйста», желать перед сном «спокойной
ночи» и по утрам «доброго утра», если не забывают говорить «извини», то
обучение вежливому общению ребенка происходит довольно легко. Он сам с радостью
будет вести себя как взрослый. Поэтому в деле обучения вежливости следует
начать с изменения общения между собой взрослых (в первую очередь папы и мамы).
Кроме родителей, дети стараются походить на любимых героев из мультфильмов и
сказок. В качестве обучающего пособия можно устраивать просмотр мультиков, где
герои взаимно вежливы. Хороши в этом плане старые, еще советские мультфильмы:
•«Трям,
здравствуйте!»,
•«Спасибо»
•«Уступите
дорогу»
•«Просто так»
•«Братец
Лис и братец Кролик»
•«Чучело-Мяучело»
•«Веселая
карусель»
Эффективным способом обучения среди
психологов считаются сказки. Расскажите ребенку перед сном поучительную сказку,
а потом обсудите поведение персонажей. Очень быстро ваш ребенок, стремясь быть
похожим (или наоборот непохожим) на героя сказки, начнет меняться в нужную
сторону. Сказка о невежливом мальчике. В деревне «Будь здоровы» жили очень
вежливые люди. Они всегда говорили друг другу «Здравствуйте» и «До свиданья»,
благодарили за помощь, а если кто-то чихал, говорили «Будьте здоровы». И все
дети в этой деревне были тоже очень вежливые. Но однажды появился в деревне
маленький мальчик. Он был добрый и веселый, никогда не грустил, знал много игр,
с ним другим детям никогда не было скучно. Но этот мальчик не знал ни одного
вежливого слова. Встретив другого ребенка, он забывал здороваться, а сразу
говорил: «Пойдем играть». Когда нужно было идти домой, он молча убегал с
детской площадки. Толкнув взрослого случайно в магазине, он поворачивался в
другую сторону, не говоря ни слова. И начались в деревне «Будь здоровы» мелкие
неприятности. То корова заблудится, то машина сломается, то крыша начинает
протекать. Думали деревенские жители, думали, что за беда приключилась, а
старейшина и говорит: «У наших предков было поверье - если кто-нибудь в деревне
забудет про вежливость, то деревню ожидают неприятности». Тут все вспомнили про
мальчика. Чтобы спасти деревню, решено было его перевоспитать. Тогда дети
решили с ним не играть, пока он не будет здороваться и ничего не давать ему,
пока он не скажет «пожалуйста». Мальчик загрустил. Он сидел целыми днями один,
никто с ним не играл, никто не смеялся его шуткам, никто ему не помогал в
трудностях. Решил мальчик уйти в лес, собрал свои вещи в рюкзачок и отправился
в дорогу. К вечеру он устал и присел под сосну отдохнуть. И так получилось, что
он задремал. Снится ему сон, что подходит к нему старик-лесовик и говорит: «Что
загрустил, мальчик? Что слезы льешь? Почему в лес ушел?». - Жил я в деревне, но
дети перестали со мной играть и разговаривать, - сказал мальчик. — Я не знаю, что
мне делать. Поэтому я ушел. - Знаю-знаю. Деревня из-за твоей невежливости
заболела, неприятности начались. Вот и перестали дети с тобой разговаривать, -
сказал лесовик. - Давай я тебе помогу. - Помоги, дедушка, - заплакал мальчик. -
Если ты хочешь, чтобы тебе помогли, нужно сказать «пожалуйста», - сказал дед. -
Помоги мне, пожалуйста, дедушка, - попросил мальчик. - Так-то лучше, - ответил
лесовик. И стал он учить мальчика вежливым словам. Вот, что он ему рассказал:
«При встрече взрослому человеку говорить нужно «Здравствуйте», а ребенку можно
сказать «Привет». При прощании нужно сказать «До свидания», ну или «Пока». Если
о чем-то просишь - говори «Пожалуйста», а когда тебе помогли - «Спасибо». За
столом нужно желать всем «Приятного аппетита», а перед сном - «Спокойной ночи».
Много еще рассказывал дед-лесовик мальчику. А когда наступило утро, мальчик
проснулся. - Какой чудесный сон, - воскликнул мальчик. Он радостно побежал
обратно в деревню. Каждому встреченному им жителю он говорил «Здравствуйте», а
прибежав на детскую площадку, крикнул «Привет». Дети заулыбались и позвали его
играть с ними. Мальчик был очень счастлив. С тех пор маленький мальчик стал
очень вежливым, а неприятности в деревне закончились. Все снова стали жить
счастливо и ходить друг к другу в гости. "В гостях у сказки"
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены
сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их
мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими
образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира.
Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат
для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А
безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы
детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в
чистом зеркале подлинного искусства. До
какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира.
И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом
начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными
приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота,
напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к
развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота
сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение
мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом.
Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом
противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта
идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и
рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с
его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в
торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так
сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной
сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем
идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались,
стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться
закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а главное
поговорите, о чем прочитали!
Как отмечали Новый год
на Руси
«Колядую,
колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей давай-ка!»
Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.
Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.
В ночь 24 на 25 декабря наступали
Святки и начинались колядки, которые длились 12 дней. Особую роль в этом
празднично-магическом действии исполняли дети и подростки. Ребятня наряжалась
домашними животными: овцами, козами, коровами и т.д., ходила по улицам,
пускаясь в пляс и распевая особые песни – «колядки». В это время дети могли
зайти в любой двор, постучаться в любую избу и потребовать угощенья. Им никто
не отказывал – еще бы, ведь они изображали Молодой год, да и песни пели не
простые, а «волшебные». Колядки были формой магического заклинания для
всяческого благополучия и изобилия.
Среди ряженых обычно присутствовал
персонаж, изображающий Деда – сильного духа, который способен заморозить злых
людей и наградить хороших. Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако
древнеславянский Дед сам с охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей.
Равно как и другие зимние духи, которые почему-то считались добрыми: например,
Морок, Трескун и Морозко. Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом,
приносили метель и насылали морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки
выставляли угощение: кисель, кутью, блины.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века вводили «пролетарский» Новый год.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века вводили «пролетарский» Новый год.
Но это – лишь краткое изложение фактов.
В разные века и в разных местностях славяне могли встречать Новый год и в
марте, как в древнем Риме, и в сентябре, как в Византии. Относительный порядок
был наведен в непростом праздничном вопросе лишь с принятием христианства на
Руси.
«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки»
плоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.
«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки»
плоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.
Петр I, как все мы знаем, был гениальным
оптимизатором, коснулось это и календаря вообще, и Нового года в частности. В
конце 1699 года он отменил летоисчисление от сотворения мира, заменив его на
летоисчисление от рождества Христова - как во всем цивилизованном мире. Заодно
и новогодний праздник распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год
от сотворения мира – стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское
новолетие – стал Новый год 1 января. Также император очень хотел, чтобы
подданные отмечали наступление нового года по европейским традициям – с
елками и подарками под ней, но это новшество прижилось поначалу лишь в высших
слоях общества.
Настоящего размаха новогодние торжества
достигли во второй половине XIX века, причем языческие славянские традиции
мирно уживались с современными европейскими: так, для детей из состоятельных
семей на Святки устраивались балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же
самое время могли бойко колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим
диссонансом. Кстати, для детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми
радостными по части новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение
находилось для всех.
«Кто в чудесный праздник верит — открывайте шире двери!»
В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.
«Кто в чудесный праздник верит — открывайте шире двери!»
В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.
В домах ставили елку и наряжали ее.
Люди попроще обходились деревцем из леса, а состоятельные граждане покупали
елки, которые начали выпускать… кондитерские заведения. Они были щедро украшены
сладостями и свечами. Но и те дети, у которых елки не было, могли полюбоваться
на зеленую красавицу: в городах повсеместно стали устанавливать публичные ели.
Первая из них появилась в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции зовут Полишинелем, в Англии — Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции зовут Полишинелем, в Англии — Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.
В праздничные гулянья дети угощались
разными сладостями, которые продавались в лавочках, покупали «пищалки»,
«дуделки» и другие игрушки, и, конечно же, посещали аттракционы. Самыми
востребованными были качели, большие карусели и ледяные горки. Во всем
мире их называют русскими – и не зря: первые горки появились в XVII
веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным сегментом зимних
развлечений был каток, который устраивали практически в каждом населенном
пункте. На коньках катались и гимназистки и крестьянские девушки, и студенты
элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще популярная
командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по шестам»
(похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением, подарками.
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением, подарками.
Когда все-таки появился Дед Мороз в его
современном виде? Только на новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень
напоминал Пэр Ноэля. Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века –
тогда была издана одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба
этих персонажа были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду
лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме
Союзов в Москве. Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового
года.
«Часто ли лжет ребенок? »
Игры раннего возраста.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для
определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не
выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно
для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок
требует особого внимания, это «особенный» ребенок – может быть гений, а
может, неблагополучный…
С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание
приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребенка,
его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или
иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Что даёт ребенку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово,
движение, песню);
- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово,
движение, песню);
- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).
Какие же игры необходимы для детей раннего возраста?
Сенсорные игры. Сенсорика – от лат. Sensus
– чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными
материалами: песком, глиной, бумагой, водой. Они способствуют развитию
сенсорной системы: зрения, слуха, вкуса, обоняния, температурной
чувствительности. Все органы данные нам природой должны работать, а для
этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика –
двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок
бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде
всего, необходимо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать
ему активно двигаться.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр,
необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто
запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими
пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча-мала», учит детей
взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать
эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с
ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того
научиться принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и
папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я»,
они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок
знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Речевые игры. Это эксперименты со словами, звуками.
Сюда можно отнести чтение и рассказывание стихов, потешки и пестушки,
пальчиковые и театральные игры. Иногда дети доводят родителей до
исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу.
Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся
слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к
2,5 годам. И еще раньше дети начинают укладывать кукол спать, кормить
их, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых
позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития
высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения,
мышления, речи. Во время развития двигательной активности формируются:
- зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
- межполушарное взаимодействие – координация работы левой и
правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и
речи ребенка;
- ориентация в пространстве;
- чувство равновесия.
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с
взрослым, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е.
воспринимать окружающий предметный мир.
Очень хорошо начать играть с ребенком со слов: «Давай вместе…». Эти
волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и
увлечений. Если ребенок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у
него не выходит, не получае6тся, что он вообще не знает, как-либо вообще
оставляет начатое дело после первых неудач – это сигнал о том, что ему необходимо помочь.
Это не просто добрый совет. Это правило, которое опирается на
психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем
Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка».
Известно, что в каждом возрасте, для каждого ребенка существует
ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами
этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или
же недоступные вообще.
Давайте нарисуем простую схему – один круг внутри другого.
Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется
сам, а зона между границами большого и малого круга – дела, которые
ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большого круга
окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со
старшими.
Вот теперь можно объяснить, что открыл Л.С.Выготский. Он показал,
что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять
самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше
выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших
кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.
Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, т.е. родители с
ним много занимаются, а у другого узкая, т.к. родители часто
предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее,
чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
Ведущая деятельность детей 1 – 3 лет – предметно-игровая. То, как
взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает,
существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и
умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий